15.02.2018 Обзор нарушений законодательства о контрактной системе Печать

В 2017 году министерством финансов проведено 52 контрольных мероприятия в сфере закупок. Проверено 7799 закупочных процедур, выявлено 3844 нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заказчикам выдано 729 предписаний об устранении нарушений указанного законодательства. В отношении должностных лиц заказчиков возбуждено и рассмотрено 132 дела об административных правонарушениях, из которых по 71 делу вынесены постановления о привлечении этих лиц к административной ответственности в виде наложения штрафа.

По итогам анализа проведенных контрольных мероприятий, рассмотрения обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также поступившей информации от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области в действиях заказчиков выявлены следующие нарушения:

 

1. Нарушения, связанные с организацией закупочной деятельности.

К данному виду нарушений относятся:

-     самостоятельное осуществление закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукционов с начальной ценой контракта свыше 1 млн. рублей и конкурсов независимо от начальной цены контракта (постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 № 1016, согласно которому данные процедуры заказчики обязаны осуществлять через ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области»)[1];

-     самостоятельное заключение контракта без согласования с контрольным органом в сфере закупок по итогам несостоявшихся закупочных процедур (часть 18 статьи 83, пункт 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     несоблюдение требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в установленном законом объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок (часть 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ);

-        нарушение правил формирования контрактной службы или назначения контрактного управляющего (нераспределение обязанностей между членами контрактной службы; отсутствие у членов контрактной службы высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок) (статья 38 Федерального закона № 44-ФЗ);

-        нарушение правил формирования комиссии по осуществлению закупок (принятие решения о создание комиссии после размещения извещения об осуществлении закупки; нарушение количественного состава комиссии; неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50 процентов общего числа ее членов; отсутствие в составе комиссии лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки) (статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ);

-        нарушение правил формирования приемочной комиссии или назначения лиц, ответственных за приемку (нарушение количественного состава комиссии; незакрепление в распорядительных актах полномочий лица, осуществляющего приемку) (части 6, 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

2. Нарушения, связанные с планированием, обоснованием и нормированием закупок.

К данному виду нарушений относятся:

-     отсутствие утвержденных требований или утверждение учредителями требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат с нарушением законодательства; включение в планы закупок товаров (работ, услуг) не отвечающих установленным правилам нормирования (часть 1 статьи 17, статья 19 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     утверждение планов закупок на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы с нарушением срока (часть 8 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     нарушение требований к содержанию плана закупок (отсутствие информации об осуществлении закупок в 2018-2019 годах, о периодичности осуществления закупок) (части 2, 4 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     утверждение планов-графиков закупок на 2017 год с нарушением срока (часть 10 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     формирование начальной (максимальной) цены контракта с нарушением выбора способа и требований, установленных законодательством, в том числе использование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта несопоставимой ценовой информации, использование единственного коммерческого предложения или предложений от аффилированных лиц в случаях, когда такие действия привели к завышению начальной максимальной цены контракта (части 1, 3, 5, 18 статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     нарушение требований к форме и содержанию планов-графиков, в том числе нарушения при описании объекта закупки, отсутствие количества планируемых к закупке товаров, размеров обеспечения заявки и исполнения контракта, неправомерное установление к участникам закупки дополнительных требований, указание единиц измерения объектов закупки, не соответствующих фактическим единицам измерения (статья 21 Федерального закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 № 980).

 

3. Нарушения, связанные с принятием решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К данному виду нарушений относятся:

-    осуществление закупок товаров, работ, услуг «малого объема» без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с превышением пределов годового объема закупок, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ (пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    заключение в рамках пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «разовых» контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на суммы, превышающие 100 тысяч и 400 тысяч рублей соответственно (пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    осуществление закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с превышением предела годового объема закупок, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ (часть 2 статьи 72 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований (часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

4. Нарушения, связанные с подготовкой и формированием извещения и документации о закупке.

К данному виду нарушений относятся:

-    отсутствие в извещении о проведении запроса котировок и документации об электронном аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (часть 1 статьи 64, часть 1 статьи 73 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    нарушения правил при описании объекта закупки, в том числе указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, торговые наименования лекарственных средств, место происхождения товара или наименование производителя, описание показателей объекта закупки, условных обозначений и терминологии без применения технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, установление конкретных показателей предмета закупки, повлекшие ограничение количества участников закупки (части 1, 2 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    включение в предмет закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой (часть 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    установление в документации о закупке неправомерных требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также к размеру и способам обеспечения исполнения контракта (части 1, 2, 6 статьи 31, часть 14 статьи 44, часть 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    установление в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных законодательством о контрактной системе (части 2, 5 статьи 51, части 3, 5, 6 статьи 66, части 3, 4 статьи 73 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     неустановление в извещении и документации о закупке условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     неустановление в извещении и документации о закупке преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов (статьи 28, 29 Федерального закона № 44-ФЗ).

5. Нарушения, связанные с процедурой определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К данному виду нарушений относятся:

-    сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках (часть 3 статьи 63, часть 1 статьи 74 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    нарушение порядка приема заявок на участие в закупке (часть 10 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    непродление срока на подачу заявок на участие в запросе котировок в случаях, установленных законодательством (часть 2 статьи 79 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    отказ в допуске к участию в аукционе, отклонение заявки на участие в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе (часть 4 статьи 67, часть 6 статьи 69, часть 7 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок соответствующей требованиям документации и извещения о закупке, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок (часть 3 статьи 53, часть 4 статьи 67, часть 7 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки, в том числе невыполнение требований об обязательном включении в протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и запросе котировок информации об отказе в допуске к участию в закупке с обоснованием такого решения, в том числе с указанием положений законодательства и документации о закупке, о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона (статьи 67, 69, 78 Федерального закона № 44-ФЗ).

6. Нарушения при заключении, изменении и исполнении контракта.

К данному виду нарушений относятся:

-    заключение контракта по итогам проведения открытого конкурса ранее чем через 10 дней с момента размещения соответствующих протоколов в единой информационной системе, по итогам запроса котировок – ранее чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в такой системе (часть 2 статьи 54, часть 13 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта либо с предоставлением такого обеспечения в размере, меньшем требуемого законодательством о контрактной системе (статья 37, часть 4 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией или извещением о закупке, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований (части 1, 2 статьи 34, часть 1 статьи 54, часть 10 статьи 70, часть 14 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    невключение в условия контракта обязательных требований об ответственности сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, оформления результатов приемки товаров, работ, а также о сроках возврата обеспечения контракта, представленного путем внесения денежных средств (части 2, 4, 5, 13, 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и от 30.08.2017 № 1042 (с 09.09.2017));

-    изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований (часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    нарушение сроков возврата обеспечения исполнения контракта, в том числе возврат обеспечения до исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (часть 27 статьи 34).

 

7. Нарушения при приемке товаров, работ, услуг и оформлении результатов исполнения контракта.

К данному виду нарушений относятся:

-    непроведение экспертизы поставленного товара на предмет его соответствия условиям заключенного контракта (часть 4 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, статья 513 Гражданского кодекса РФ);

-     приемка несоответствующих условиям контракта товаров (работ, услуг), приемка и оплата невыполненных работ, подписание документов о приемке до ее фактического совершения (часть 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     несвоевременная оплата товаров (работ, услуг) по контрактам (часть 8 статьи 30, часть 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     непредъявление требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) об уплате неустоек (штрафов, пеней) или предъявление таких требований с неверным (заниженным) расчетом неустойки (часть 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 и от 30.08.2017 № 1042 (с 09.09.2017));

-     несвоевременное отражение в документах (регистрах) учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, принятие к учету первичных учетных документов, составленных с нарушением требований, а также подписанных неуполномоченными лицами (статья 9, часть 1 статьи 10, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункты 7, 11 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

 

8. Нарушения, связанные с информационным обеспечением закупочной деятельности.

К данному виду нарушений относятся:

-    неразмещение или нарушение сроков размещения в единой информационной системе планов закупок и планов-графиков (часть 9 статьи 17, часть 15 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ, пункт 2.8 постановления Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 № 1030);

-    невнесение или нарушение сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах (часть 15 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    неразмещение или нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещений и документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, отчетов об исполнении контракта, отчетов об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным в соответствии с законодательством о контрактной системе (часть 4 статьи 30, часть 2 статьи 63, часть 1 статьи 74, часть 8 статьи 78, часть 2 статьи 79, часть 2 статьи 93, часть 9 статьи 94, часть 12 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ);

-    размещение в единой информационной системе документации об электронном аукционе в неполном объеме (часть 1 статьи 65 Федерального закона № 44-ФЗ).

 

9. Нарушения, связанные с направлением информации и документов в уполномоченные органы.

К данному виду нарушений относятся:

-     ненаправление или нарушение сроков направления для включения в реестр контрактов информации и документов о заключении, изменении, исполнении или о расторжении контракта (часть 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ);

-     ненаправление или нарушение сроков направления заказчиком в контрольный орган в сфере закупок уведомлений о заключении в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).