14.01.2019 Изменения закона о контрактной системе с 01.01.2019 Печать

1. Переход на электронные закупки

Одним из важнейших измененийв контрактной системе в сфере закупокявляется перевод закупочных процедур в электронную форму. С 1 января 2019 г. проведение закупок в электронном видестанет обязательным для всех заказчиков. Закупки будут проводится в электронном виде в форме аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений.

В ряде отдельных случаев будет разрешено проводить закупки в «бумажном виде». Это касается в закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций, перечень которых определенФедеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ):

- обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

- оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

- оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

- проведение закрытых закупок (ст. 84);

- проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);

- поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

 

2. Регистрация участников закупок в Единой информационной системе в сфере закупок. Формирование Единого реестра участников закупок

С 1 января 2019 г. вступает в силу ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, которая предусматривает обязательную регистрацию всех участников торгов в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС). В ЕИС будет создан Единый реестр участников закупок (далее –ЕРУЗ), куда автоматически будет вноситься информация об участниках, прошедших регистрацию. Ответственным за создание и ведение ЕРУЗ назначено Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕИС будет проводиться в электронной форме, для прохождения регистрации участникам закупок потребуется квалифицированная электронная подпись.Регистрация будет осуществляться на безвозмездной основе, срок ее действия составит 3 года, ее можно будет продлить не ранее чем за 6 месяцев до истечения срока действия.

Важная особенность – организации, зарегистрированные в оффшорных зонах, не смогут пройти регистрацию в ЕИС и принимать участие в закупках.

 

3. Изменение порядка аккредитации на торговых площадках

С 1 января 2019 г. утратит силу статья 61 Закона № 44-ФЗ, регламентирующая аккредитацию участников на электронных торговых площадках, входящих в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

Одновременно прекращает действовать порядок аккредитации, согласно которому участникам закупок требовалось пройти процедуру аккредитации на каждой из электронных площадок. С 1 января 2019 г. получить аккредитацию на электронных площадках можно будет только пройдя регистрацию в ЕИС.

Участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и внесенные в ЕРУЗ, автоматически получат аккредитацию на всех электронных торговых площадках. Аккредитация будет произведена операторами электронных площадок в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС.

 

3. Повышение НДС до 20 процентов

С 1 января 2019 г. начинает действовать Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (далее –НДС) с 18 до 20 процентов. При этом остается неизменной льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных товаров, детских товаров, лекарств.

Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта для закупок 2019 года.

По долгосрочным контрактам Министерство финансов Российской Федерации считает, что увеличение ставки налога - это коммерческий риск поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается в цене заявки на участие в закупке. По Закону № 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.

 

4. Преференции лекарственным препаратам из стран ЕАЭС

С 1 января 2019 г. вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 572 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г.
№ 1289 касается ограничений и условий допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Внесенными поправками при проведении закупок предоставляется преимущество лекарственным препаратам из России и других стан ЕАЭС - Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Лекарственные препараты, все стадии производства которых осуществлялись на территории государств – членов ЕАЭС, получают 15 % ценовые преференции.

 

5. Изменения в отчетности по закупкам у малого бизнеса

С 1 января 2019 г. изменяется порядок расчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства. Заказчикам разрешат включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНКО), которые осуществляются в случае признания конкурентного способа определения поставщика несостоявшимся.

Согласно ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчик также сможет отменить ограничение на участие в закупке только представителей СМП и СОНКО в том случае, если первоначальная конкурентная процедура была признана несостоявшейся либо по причине отклонения всех заявок, либо в случае отсутствия заявок на участие (или окончательных предложений).

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством не менее
15 % контрактов должно быть заключено именно с представителями СМП и СОНКО. С учетом закупок у единственного поставщика по несостоявшимся конкурентным процедурам, которые начнут учитываться в совокупном годовом объеме, достичь установленной нормы в 15 % заказчикам станет проще.

В настоящее время в совокупный объем закупок у СМП и СОНКО не включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком.

 

6. Изменение порядка расчета платежей по государственным контрактам с авансом для федеральных нужд

С 1 января 2019 г. заказчики обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2018 г. № 1430 «О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Предусмотрено два способа расчетов:

1) Если контракт не содержит этапов выполнения работ либо этапы выполняются последовательно, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.

2) Если контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых совпадают, то размер последующих платежей рассчитывается как разница между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой, рассчитанной как произведение размера, предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указанный порядок расчетов распространяется только на федеральных заказчиков. В 2018 году такой порядок был предусмотрен только для государственных контрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей.

 

7. Обязательное использование Единого агрегатора торговли «Березка»

С 1 марта 2019 г.станет обязательным использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» для проведения государственными заказчиками закупок «малого объема».

 

8. Расширение способов обеспечения заявок

С 1 июля 2019 г.участник закупки будет вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения заявок на участие в электронных закупках. Кроме внесения денежных средств на спецсчет можно будет использовать в качестве обеспечения заявок банковские гарантии.

 

9. Создание ГИС «Независимый регистратор»

С 1 октября 2019 г.должна начать работу государственная информационная система «Независимый регистратор».

Данная система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных торговых площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭТП, а также хранения указанной информации.

Предполагается, что применение ГИС «Независимый регистратор» позволит повысить прозрачность закупок и снизить количество нарушений при проведении закупочных процедур.